25.05.2013 21:07

Факторинг: альтернатива кредиту для малого бизнеса

Что такое факторинг? Каким образом факторинг может помочь малому бизнесу?

Банки продолжают предъявлять высокие требования к представителям малого бизнеса, и на этом фоне потребность предпринимателей в оборотных средствах и беззалоговых кредитах только возрастает. В подобной ситуации хорошей альтернативой кредиту может стать факторинг.

Что такое факторинг?

Такой способ финансирования можно применять во многих отраслях, включая производство, торговлю и оказание услуг. Главное условие факторинговой сделки – использование отсрочки платежа в расчетах между покупателем и поставщиком.

Суть факторинга

Схема взаимодействия при факторинге очень проста: поставщик отгружает товар, представляет банку или факторинговой компании (далее - фактору) документацию, подтверждающую отгрузку покупателю и получает финансирование – в среднем 80% от суммы поставки.

Дебитор (покупатель отгруженного товара) в период отсрочки, которая в среднем составляет около 60 дней, расплачивается с факторинговой компанией. Остаток выплачивается поставщику за вычетом вознаграждения (комиссии) факторинговой компании.

Факторинг: альтернатива кредиту для малого бизнеса

Преимущества использования факторинга

Факторинговая компания, в отличие от банка, оценивает не столько платежеспособность самого клиента, обращающегося за финансированием, сколько платежеспособность его дебиторов (то есть сам клиент может не соответствовать банковским требованиям для выдачи кредита, а финансирование получить).

Если у вас нет активов (либо компания недавно создана, либо данные отчетности не отвечают банковским критериям), но есть качественная «дебиторка», то факторинг – наилучший выход для осуществления сделки.

Впрочем, если все участники расчетов – предприятия сферы малого бизнеса, то, скорее всего, для них факторинговая схема расчетов в силу специфики её документооборота и не подойдет.

Соответственно, если дебитором выступает крупная торговая сеть или производственная компания, никаких проблем не возникнет. Более того, для крупных дебиторов могут быть установлены специальные условия: например, сокращение времени рассмотрения заявок и минимальный пакет документов, необходимый для открытия поставщикам запрашиваемого лимита.

Схемы факторинга

Существуют две классические схемы факторинга, на которые «нанизываются» все остальные продукты: безрегрессная и с правом регресса.

  • Под регрессом в данном случае понимается поручительство клиента-продавца перед факторинговой компаний за исполнение дебитором (покупателем) своих обязательств по оплате товара или услуг, то есть в случае неплатежеспособности дебитора поставщик должен вернуть фактору (то есть компании, обеспечившей финансирование) предоставленное финансирование.
  • При использовании схемы факторинга без регресса от клиента требуется лишь поставить товар или оказать услугу контрагенту и получить у покупателя отметку о его приемке, все остальное – проблемы фактора. Безрегрессный факторинг стоит дороже, но он перекладывает все риски неплатежа на фактора.

Стоимость факторинговых услуг

На стоимость услуг факторинга влияют несколько составляющих: комиссия за финансирование (в процентах годовых), фиксированный сбор за обработку необходимых документов, комиссия за факторинговое обслуживание (несколько процентов от суммы уступленного долга).

К этим комиссиям банк или факторинговая компания может добавить стоимость страхования, в случае страхования фактором своих коммерческих рисков.

Декларируемая стоимость факторинга для малого бизнеса начинается с 13%, а на практике она может доходить и до 30% годовых. Это зависит от регрессной или безрегрессной схемы, от объема дебиторской задолженности (чем больше ее сумма, тем ниже ставка), от оборачиваемости «дебиторки» (чем продолжительнее, тем дороже факторинг).

Сроки рассмотрения заявки в зависимости от участников и структуры сделки могут составлять от 1 дня до 2-х недель.