Поиск по сайту

18.12.2018 02:48

Как правильно и с какого возраста обучать ребенка управлению деньгами?

Финансовая грамотность для детей

Родители часто интересуются: "Нужно ли целенаправленно говорить с детьми об управлении деньгами, или просто выдавать на карманные расходы по первому требованию?" Обсудим в этой статье оптимальную позицию взрослого по данному вопросу. 

Речь пойдет сегодня о детях и деньгах. Нужно ли обучать детей финансовой грамотности? Если это нужно делать, то с какого возраста начинать? Какие для этого есть эффективные инструменты?

Начнем по порядку. Наше глубокое убеждение, что детей обязательно следует обучать финансовой грамотности. И чем раньше мы начнем это делать, тем безопаснее будет наш родительский кошелек в будущем. Ведь нам не придется решать финансовые проблемы детей.

Когда начинать обучать детей грамотному управлению деньгами?

Деньги и малыш

Можно начинать с элементарных вещей, когда детям родственники уже дарят деньги – у кого-то это бывает в годик, у кого-то значительно позже. Можно завести с ребенком симпатичную копилку, куда он будет складывать свои денежные подарки. Когда вы приходите в магазин, и ребенок у вас начинает что-то требовать, просит купить вас яркую игрушку или сладость, то вы можете ему напомнить, что у него есть сбережения. Ребенок должен осознать и привыкнуть к мысли, что у него есть собственные деньги в копилке, и он может ими воспользоваться. Так у ребенка будет понимание, что он накапливает деньги на какие-то свои «хотелки» и сиюминутные желания, а также на существенные покупки, которые он может впоследствии приобрести.

Карманные деньги для школьников

Когда дети уже ходят в школу, им чаще всего выделяются деньги на карманные расходы. Многие родители сомневаются, нужно ли вообще школьникам младших классов давать распоряжаться деньгами? Стоит ли давать ребенку определенную сумму денег, чтобы он неизвестно куда её потратил?

К сожалению, уважаемые мамы и папы, другого способа обучить ребенка управлению деньгами у нас нет! Мы обязательно должны давать детям карманные деньги, и только так они смогут впоследствии научиться их разумно распределять.

Предлагаем действовать системно, а именно:

  1. Определить конкретный временной диапазон (неделя, или если это пока для ребенка много, то для начала 3 дня).
  2. опросить ребенка расписать или вместе с ним составить список, какие ему предстоят траты в этот обозначенный период. Подростки сами легко всё напишут, а деткам более младшего возраста стоит составить компанию в определении предстоящих расходов на ближайшие 3 дня. Это могут быть расходы на проезд в транспорте, питание в школе, походы с классом на мероприятия. Это могут быть и запланированные развлечения, например, визит к другу на день рождения – необходимо купить подарок, а если само празднование проходит вне дома, то хорошо бы иметь с собой деньги на другие развлечения (кино, батут или игровые автоматы).
  3. Всё это вы учитываете, считаете и выводите общую конкретную сумму. Здесь есть важный момент: если ребенок смету предстоящих расходов составляет сам, то, скорее всего, будет что-то завышать. В этом случае необходимо проводить с ребенком переговоры на тему адекватности расходов: « А ты уверен, что это действительно стоит именно столько? …» Например, ребенок предположил, что поход в батутный центр обойдется в 5000 рублей. Заходим на сайт вместе с ребенком и видим, что билет на безлимитное посещение там стоит максимум 1000 рублей. Даже если приплюсовать сюда обед в ресторанном дворике, очевидно, что развлечение обойдется гораздо дешевле. Скорее всего, ребенок заложил в стоимость ещё какие-то свои траты. Поинтересуйтесь, куда он планировал потратить остальные деньги. Пускай ребенок тоже их распишет. Если у него действительно есть какая-то статья расходов, пусть ребенок её укажет, и вы уже будете о ней знать. Главное, чтобы он вам не раздувал имеющиеся статьи затрат и не выдумывал несуществующие. Также вероятно, что ребенок чего-то забудет учесть, и тут уже решать вам: подсказывать или предоставить возможность самому чаду увидеть свои просчеты.

Дальнейшие действия очень простые:

  • Ребенок расписал самостоятельно или вместе с вами смету расходов, вы её вместе обсудили и приняли решение выдать необходимые ребенку деньги. Мы рекомендуем выдавать чуть больше, чтобы ребенок учился накапливать. Потому что если вы дадите строго на необходимое, то у него не будет возможности прочувствовать навык самостоятельного распоряжения деньгами. А когда средств у него будет чуть больше, ребенок уже сможет учиться откладывать деньги, приобретать более ценные для него вещи по сравнению с ежедневными повседневными радостями.
  • И вот, пройдет дня два, если мы составили смету на ближайшие 3 суток, и ребенок прибежит к вам с большими глазами и очень эмоционально будет рассказывать о том, что денег уже не осталось, а поход в батутный центр на день рождения к другу никто не отменял. Вот здесь, дорогие родители, нужно проявить стойкость и терпение, для того, чтобы ни в коем случае не сдаваться и не поддаваться на уговоры ребенка, когда он придет к вам и будет говорить, что у него не получилось!
  • Если вы поддадитесь на манипуляции ребенка, и скажете: «Ну ладно, так и быть. Но в следующий раз ты обязательно учтешь все свои расходы и будешь правильно распределять деньги, да ведь?»,- нужного результата не будет. Увы, скорее всего, в этом случае ситуация повторится. Конечно, ребенок будет негодовать и бурно реагировать, скорее всего, он будет себя вести агрессивно. Но поверьте, именно такой подход быстро дает свои положительные результаты.
  • Если же вы сделали смету на неделю, а ребенок пришел к вам за дополнительными средствами уже через 3-4 дня, возможно, планирование на 7 дней для вашего чада рановато. В этом случае стоит уменьшить горизонт финансового планирования до трех дней. Зато в дальнейшем ребенок сможет научиться откладывать деньги и распоряжаться ими разумно.

Личный опыт

Мы сами сторонники такого подхода, потому что нас именно так воспитывали наши родители. Например, мне после окончания школы на время учебы в другом городе родители давали 2000 рублей, мне надо было прожить на эти деньги один месяц: платить за общежитие, питаться, одеваться, обуваться, учиться, развлекаться и покупать билеты на поезд в родной город. Конечно, денег всегда не хватало, хотя эта сумма превышала прожиточный минимум в моём мегаполисе. Когда деньги заканчивались через 2-3 недели, на мою просьбу прислать мне еще денег, моя мама резонно возражала: «Ну, подожди, у тебя ведь были деньги! Значит, ты не правильно ими распоряжаешься». На мои возгласы, что мне нечего кушать, мама отвечала: «Хочешь, я отправлю тебе через проводника поезда овощей с дачи и домашние закрутки?». Испытав неудобства пару месяцев после переезда за тысячу километров из родительского дома, пришло понимание, что я не умею рационально обращаться с деньгами, и мне это жутко не понравилось.

За короткое время мною были найдены дополнительные источники дохода в виде подработок и источник бесплатного трёхразового питания при учебном заведении в виде санатория-профилактория…

Вся эта история со студенческим безденежьем включила во мне ресурсное состояние: на следующий месяц у меня уже была четкая смета доходов и расходов! Именно так зародился мой интерес к управлению личными финансами и обучению той самой финансовой грамотности.

Именно благодаря разумному подходу к личным финансам я имею сейчас то, что имею: комфортную жизнь моей семьи, пассивный доход, инвестиции, жилую и коммерческую недвижимость, автомобиль, дачу, регулярные путешествия, возможность оказывать финансовую помощь родителям, множество реализованных целей.

Дайте ребенку возможность дополнительно заработать

Деньги детям

Если ребенок требует у вас дорогостоящую покупку (айфон или игровую приставку), которая сейчас абсолютно вне рамок бюджета, потому что в вашей семье предстоит покупка новой квартиры, то вы можете показать ребенку, как он может накопить на свою цель. Если ваше чадо скептически относится к возможности долго копить на желаемую покупку, вы всегда можете предложить ему взять на себя за вознаграждение какие-то дела, выполнение которых приблизят реализацию его мечты.

Например, задача родителей - вести семейный бюджет. Предположим, вы складываете все чеки в кучку, а вечером, приходя с работы домой, вы эти чеки заносите по категориям затрат в программу учета или таблицу. Попросите ребенка заняться этим делом, а вы за это будете ему выплачивать небольшую зарплату, так как это всё-таки ваша обязанность. Таким образом, у ребенка появится возможность зарабатывать и незаметно для себя втянуться в процесс ведения семейного бюджета!

Только пожалуйста, не нужно платить ребенку за всё! Обычные домашние обязательства ребенка, как полноценного члена семьи, должны им выполняться бесплатно. Но об этих делах (самостоятельно убирать в своей комнате, мыть за собой посуду, пылесосить раз в неделю, ежедневно выносить мусор и т.д.), нужно заранее с чадом договориться, а еще лучше написать и повесить на видном месте.

Возможно, ваш ребенок сам начнет искать дополнительные источники дохода, видя, что достаток в семье не позволяет быстро купить понравившуюся ему вещь. Например, подростки вполне могут раздавать листовки, вести блог с платной рекламой на ютубе, за небольшую плату оказывать посильные услуги на бирже фриланса и т.д.

Обучение разумному управлению деньгами в игровой форме

Отличный инструмент увлечь ребенка финансами – это семейные настольные игры: популярная «Монополия», «Денежный поток» и другие. Попробуйте поиграть в них всей семьей – это действительно увлекательно! А дети получают огромное удовольствие при распоряжении игрушечными деньгами и зачастую выигрывают у взрослых, потому что гораздо быстрее вникают во все нюансы игры. Личный пример – самое лучшее воспитание финансово грамотного человека! А самый главный момент в вопросе управления деньгами и обучении финансовой грамотности детей – это личный пример родителей! Если родители, сами будут «рваться» на крупных покупках, будут иметь непостоянный доход, будут иметь высокую закредитованность, или они будут сами транжирить деньги, то ребенок будет как губка впитывать эти обстоятельства и подсознательно замечать, как вокруг него взрослые неразумно распоряжаются деньгами и проецировать эту модель поведения на свою дальнейшую жизнь.

Поэтому начинаем с себя! Если пока не хватает знаний – читайте наш финансовый блог moneycoach.ru! Задавайте ваши вопросы в группе в соцсети, мы с радостью на них ответим!