Поиск по сайту

Похожие материалы

23.02.2014 11:15

Регистрируем товарный знак

Товарный знак

В последнее время в нашу жизнь вошли такие понятия как «бренд», «товарный знак», «логотип» и «торговая марка», которые зачастую используются как синонимы. Однако есть некоторые отличия, которые определяют сферу применения каждого из этих терминов.

Соотношение понятий

Например, словосочетание «торговая марка», которое используется международными организациями, не предусмотрено в российском законодательстве. А понятие «бренд» имеет отношение к маркетингу и включает в себя еще и имидж компании-правообладателя. Логотип же – это просто оригинальное графическое обозначение.

Российским правом в качестве объекта интеллектуальной собственности признается товарный знак. Или, если речь идет о работах и услугах, знак обслуживания. Именно они обеспечивают узнаваемость продукции и находятся под защитой закона. Основанием для правовой охраны этих средств индивидуализации служит их государственная регистрация, которую осуществляет ФИПС, подведомственное учреждение Роспатента.

Регистрировать или нет

Товарный знак помогает потребителю выбрать из множества идентичных товаров именно тот, который является для него наиболее привлекательным. По цене, качеству, распространенности – критерии могут быть любыми. Но регистрация, это довольно длительная и затратная процедура, связанная со сбором документов, прохождением экспертизы в ФИПС и ожиданием решения.

Можно реализовывать свои товары и услуги, маркируя их собственным обозначением и без регистрации. Но в этом случае есть вероятность, что другой предприниматель, оформив официально новый товарный знак, идентичный или просто очень похожий, сможет воспользоваться чужими заслугами и вытеснить конкурента с рынка, который тот с таким трудом завоевал.

Свидетельство о регистрации товарного знака наделяет его владельца исключительными правами, в том числе и правом передачи в возмездное пользование или продажи. И правом требовать материальную компенсацию от нарушителей, незаконно использующих зарегистрированное обозначение.

Проходим регистрацию

  • Подать заявку на регистрацию в Роспатент может только ИП или юридическое лицо, причем заявителей может быть и несколько. В этом случае возникает коллективный товарный знак, принадлежащий объединению лиц.
  • К заявке прилагается пакет документов, включающий описание и графическое изображение будущего товарного знака и указание класса товаров, для которых предполагается его использование.
  • Чтобы отказ в регистрации по причине сходства или тождества с уже охраняемыми средствами индивидуализации не стал неприятным сюрпризом, хорошо бы провести предварительно патентный поиск, который выполняет тот же ФИПС или патентное бюро. Это не обязательный этап, но он позволяет значительно ускорить процедуру.
  • Затем в течение 10-12 месяцев проводятся два этапа экспертизы: формальный и по существу. За их проведение взимается государственная пошлина.
  • Если не было выявлено несоответствий, которые бы препятствовали регистрации, товарный знак получает номер в реестре, а его владелец – свидетельство об этом.

И теперь целых десять лет, которые пройдут со дня подачи заявки, правообладатель может не беспокоиться о недобросовестных конкурентах.